Приглашаем Вас в гости на “Виллу Флорибунду”, в мир старинных и винтажных вещиц, которые мы с любовью собрали для вас на блошиных рынках и аукционах Европы и США





На все Ваши вопросы ответим по электронной почте: VillaFloribunda@gmail.com Анастасия +79263806831, Людмила 89175190279, Татьяна +79251769492



ТЕРМИНЫ

ТЕРМИНЫ

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В БИЖУТЕРИИ
Это наша разработка на бытовом уровне, не претендует на всесторонний охват и точность, но будет пополняться и совершенствоваться по мере возможности
Термин «бижутерия» - costum jewelry - появился в 1920-е годы. Под ним подразумеваются украшения, сделаные из недорогих материалов. В начале 19 века они лишь имитировали подлинные драгоценности. Но в 20 веке отношение в бижутерии резко изменилось. Это стала отдельная отрасль ювелирной промышленности, со своими дизайнерами.
Провенанс – подтвержденная история предмета. Повышает стоимость предмета, очень ценится
 Art Nouveau -  Ар Нуво – стиль, зародившийся в 1870-х. просуществовал до Первой мировой войны. Ему присущи природные мотивы, текучие линии. Этот стиль  подарил миру прекрасные образы крылатых и одухотворенных женщин, бабочек, стрекоз. Листья, цветы, насекомые – все это очень узнаваемо и любимо. Особенно популярен металл без стразов, золотого и бронзового цвета, потому что он хорошо передавал струящиеся, причудливо изогнутые формы предмета. Из способов оформления были очень популярны всевозможные виды эмали. Стразы тоже использовались, но только чтобы подчеркнуть красоту украшения. Зато было любимо литое стекло крупных форм, часто причудливых перетекающих один в другой цветов. Среди украшений многоярусные колье, длинные массивные подвижные серьги, браслеты, броши, дресс-клипы, гребни для волос, шляпные булавки. Все предметы очень декоративны. В США этот стиль часто называют "Тиффани" по имени дизайнера  Льюиса Тиффани, в Германии - юргентстиль, в Англии - модерн стайл, в Австрии  - сецессион, в Италии - либерти. В настоящее время очень популярный стиль
Art Deco  - Ар Деко – стиль зародился в Париже, просуществовал с начала 1920х годов до конца 1930х. Характерные признаки : угловатые линии, часто графический дизайн, иногда асимметрия, популярна была и филигрань. В это время особая любовь к серебристым металлам, бриллиантовым стразам, но применялось и стекло мурано, пластмассы, бисер. В большой моде египетские мотивы ( связано с открытием гробниц), восточные, животные. Появились очень длинные цепи и нитки жемчуга. В моде огромные длинные серьги, коктейльные кольца, дресс-клипы, браслеты, броши, часы. В настоящее время – это один из самых популярных среди коллекционеров и любителей стиль
ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА - время царствования английской королевы Виктории (1837-1901). Конец этого периода связан с возникновением стиля Модерн
 Аrt glass -  ко всем стеклянным вставкам возможно прибавление определения «художественное стекло» 
Бриллиантовое стекло – бесцветные стеклянные ограненные  стразы, часто называемые  «горный хрусталь». Разновидность  - монтаниты_- бесцветное стекло с очень высоким коэффициентом преломления, которое возможно за счет использования в производстве стекла свинца. Монтаниты  имеют бриллиантовую огранку ( площадка, 57-58 граней) и очень сверкают, причем это достигается качеством стекла и огранки, а не зеркальным покрытием обратной стороны страза

Аметистовое стекло  - стекло цвета натурального аметиста

Авантюриновое стекло - непрозрачное стекло с мелкими золотыми или медными вкраплениями, так называемый "золотой песок" , имитирует природный камень авантюрин. Бывает медового цвета, встречается зеленый. Считается любовным талисманом. По легенде это стекло было изобретено случайно, в Италии, на острове Мурано. Расплавленное стекло случайно смешалось с медными опилками. В России авантюриновое стекло стали производить в 19 веке и оно стало очень популярно. Авантюриновое стекло всегда более яркое, чем натуральный природный авантюрин

Гранатовое стекло  - стекло цвета натурального граната
Сапфировое стекло  - стекло цвета синего натурального сапфира

Изумрудное стекло – стекло цвета изумруда


Аквамариновое стекло – стекло  голубого цвета



Коньячное стекло – стекло цвета темного меда или коньяка



Цитриновое стекло – стекло светло – или золотисто-желтого цвета


Рубиновое стекло - стекло цвета природного рубина
Арбузное стекло - прозрачное бесцветное стекло, в котором в хаотичном порядке есть прозрачные зеленые и розовые цвета
Ирисовое стекло - по внешнему виду очень похоже на арбузное, только вместо зеленого цвета в нем присутствует голубой, а если зеленый и добавлен, то очень незначительно. Два эти вида стекла очень популярны у коллекционеров

Сиамское стекло – стекло черного, синего, зеленого или других цветов с "бензиновыми" разводами. Известно так же под названием "Карнавал"

Алебастровое стекло  белесое, мутное, полупрозрачное стекло. Имеет сходство с вазелиновым стекло, но его окраска не имеет отношение в урану.Не часто встречается и любимо коллекционерами

Вазелиновое стекло - очень похоже на алебастровое. Применялось в бижутерии в 50-е годы, слабо радиоактивно, потому что цвет обусловлен подкрашивание стекла ураном. С В США этот термин применяется для  любого стекла желтого или зеленого цвета, которое светится в ультрафиолете. В настоящее время для изготовления украшений не применяется
 «Лунный камень» - обычно молочно-голубого или молочно-зеленоватого цвета  стекло с желтым свечением внутри. Бывают разновидности розового, серого, желтого цвета




Молочное стекло – непрозрачное стекло чистого белого цвета





Агатовое (мраморное) стекло – полосатое полупрозрачное или непрозрачное стекло различных цветов




Французский гагат – черное непрозрачное стекло. Часто используют как площадку для крепления других украшений, например, камей

Сахарное стекло – словно обсыпанное сахаром, покрытое мелкими декоративными шариками стекло. Такой же прием оформления использовался и в пластмассе.

Морозное стекло , Frosted art glass, Frosted ice – словно покрытое инеем, кракелюрами стекло, может быть различных цветов

Aurora borealis – радужные граненые стразы покрытые слоями солей металлов. Покрытие может быть  различных оттенков, а сами стразы розовыми, бордо, синими, голубыми, зелеными, но чаще всего белыми. Запатентованы Сваровски в 1955 году, с ними экспериментировала Шанель. Особенно модны во второй половине  1950-х годов. Всегда популярны среди коллекционеров и любителей. Все украшения с этими стразами не могут быть изготовлены ранее 1955 года

Фацетированые кристаллы – особая ступенчатая огранка стразов
Стразы Сваровски  были запатентованы  в 1890 году, имеют специальную огранку, 32% свинца, что способствует большому светопреломлению и как следствие, яркому блеску кристаллов
 Смальты – непрозрачные стеклянные вставки, имитирующие  натуральные камни



Кабошон – вставки из полированного стекла  (без гранения), могут быть круглыми, квадратными, каплевидными, овальными. Кабошоны  без граней, с ровным плоским основанием. Может быть из смальты,  прозрачного стекла или пластика

«Яйца дракона» - вставка – кабошон  из непрозрачного стекла голубого или светлого зелено-бирюзового цвета с белыми, иногда и черными, прожилками. Прообразом, очевидно, является  природная бирюза
Миллефиори (тысяча цветов) – изготовляется из разноцветных слоев стекла. Основной производитель – остров Мурано

Микромозаика – техника декорирования украшений, при которой рисунок составляется из крохотных кусочков смальты, которые называются тессера, исключительно вручную. Появилась в Риме в 18 веке, но особого расцвета достигла в Равенне.  Изготавливается и в настоящее время. Лучшие образцы - в мастерских Равенны. Украшения  в технике микромозаики очень любимы коллекционерами



Большую отдельную группу применяемых в бижутерии вставок из стекла составляют опалиты Опалиты- стекла, имитирующие природный опал. Эти стекла могут быть невероятно разнообразных расцветок и имеют названия соответствующие натуральному опалу. Опалитовые вставки не гранятся, а обрабатываются в виде кабошонов. Одни из самых красивых вставок, применяемых в бижутерии
Опалит «Арлекин»  - самый распространенный, светлый с собранием различных цветов  и внутренним  свечением


Чёрный опалит – под этим названием собраны все самые темные стекла: черный, серый, темно-синий, темно-зеленый с перемешанными цветами внутри
Морской опалит – синего,цвета «морской волны», зеленоватого с  различными цветами внутри


Розовый опалит – розового или желто –оранжевого цвета

Огненный опалит – очень яркий, игристый, желто-розово-красный. Самые яркие красные опалиты носят отдельное название « дыхание дракона»





"Бычья кровь" - непрозрачные  ярко-красные стеклянные кабошоны 
Камея – резное  выступающее изображение на камне, раковине, стекле или пластике. Камея может быть сделана из двух материалов , в последствии изображение укреплялось на плоской площадке – основании. Камеи и инталии сами по себе являются объектом коллекционирования. С начала 20 века чешские ювелиры достигли больших успехов в производстве камей из резного и литого стекла




Инталия – вырезанное в глубину изображение  на камне, раковине, пластике или стекле

БАНТ - очень популярный дизайн броши. Впервые появился в середине 18 века. Носили на ленте, обвязанной вокруг шеи и как отдельные украшения - броши. Этот дизайн имеет много поклонников среди коллекционеров




Марказиты – в бижутерии марказитами называют ограненные шарики стальной зерни, используемые в качестве стразов. В 19 веке марказиты- вставки из природного минерала – сернистого железа



«Дорожка из стразов» - стразы, закрепленные один за другим


Капля – огранка страза в виде капли  или слезы

Маркиз – Страз удлиненной формы, заостренной с  двух  концов, может быть кабошоном или ограненным


Барочный жемчуг (Baroque)– в бижутерии искусственные жемчужины неправильной формы. очень популярен и любим дизайнерами бижутерии

Искусственный жемчуг – стекло или пластик  круглой, овальной или неправильной формы с жемчужным покрытием. Особенно ценится винтажный чешский искусственный жемчуг. Стекло 8 раз покрывалось краской, сделанной на основе растертого натурального перламутра. Такое покрытие очень прочное и принесло славу чешским искусственным жемчужинам. В послевоенный период японцы тоже достигли определенных успехов в производстве искусственных жемчужин из стекла и пластика


Перспект – один из самых первых пластиков используемых в бижутерии в 60-70-е годы 18 века
АЙВОРИН - один из ранних пластиков, который использовался, в основном, для имитации слоновой кости
АКРИЛ - пластик с очень разнообразными свойствами благодаря различным добавкам. Используется в настоящее время для производства недорогой бижутерии

Люцит  (Lucite) – акриловый пластик. Может быть прозрачным, матовым, различных цветов. Был разработан в 1930-е годы. Менее дорогой, чем бакелит, каталин, галалив. Более устойчив, чем хрупкий целлулоид.  Много использовали в бижутерии в 50-70 годы некоторые фирмы. Много экспериментировала с пластмассами фирмы  Lisner, Coro
ЛЮЦИТ -КОНФЕТТИ - очень эффектный пластик, прозрачный, с включениями блесток, напоминает опалит.
ОБРАТНЫЙ ЛЮЦИТ, ЦЕЛЛУЛОИД -reverse carved lucite- интересная техника обработки пластиков, возникшая в 40- е годы и очень популярная в 50-е-60-е. Глубокий рисунок наносится на обратную сторону пластика, как бы вырезается в глубине его. Это делается с помощью конических сверл, с соблюдением объемов, а полученное пространство заполняется краской, гипсом, расплавленным цветным пластиком. В результате - иллюзия того, что внутри прозрачного пластика находятся разноцветные листья, ветки, цветы. Обратные пластики популярны у коллекционеров


Смола – синтетический заменитель натуральной смолы деревьев, который активно использовался в Америке в 50-60-е годы для производства, например, камей

Целлулоид – ранний пластик, использовался при производстве бижутерии с 1870х годов.Большой недостаток целлулоида - его хрупкость, поэтому с дошедшими до нас украшениями из этого пластика надо обращаться бережно
Большинство цветов из резного целлулоида сделано на территории оккупированной Японии после Второй мировой войны в период с 1946 г. по 1954 год. Часть таких пластиков подписано


«Яблочный сок» - желто-золотой прозрачный пластик, напоминает янтарь



Черепаховый панцирь – в бижутерии это пластик имитирующий панцирь черепахи.
Чаще всего для этой цели использовался целлулоид


Стекло "Черепаха" - производится только в Чехии, имеет еще одно название "Чешское стекло карамель"

Бакелит – твердый пластик различных цветов. В бижутерии использовался активно в 20-е-40-е гг
Томпак – сплав меди и цинка желтого цвета,  широко применяется в бижутерии

Пьютер – сплав олова с другими металлами. Один из самых востребованных сплавов и в современной бижутерии


Трифаниум – запатентованный Тrifari сплав золотого цвета, который не тускнеет
«Русское золото»- покрытие металла медью. Это покрытие желтого цвета, но дает поверхность, не так сильно отражает свет, что особенно оценил кинематограф. Именно для фильмов в 40-е годы это покрытие стал использовать Джозеф из Голливуда, а за ним и другие дизайнеры


Old gold ( antique gold) – бижутерный сплав цвета античного золота
Медь – были целые периоды(конец 40-х -50-е годы, 70-е), когда медь было модно использовать в производстве бижутерии. Некоторые фирмы, например Renoir, делали свои украшения только из меди

Литье – способ обработки металла, при котором основа украшение делается литьем расплавленного металла в формы. Украшение получается тяжелым по весу, потому что в нем  много металла.



Пате- де- верре  -такой же способ литья применим и для стекла при производстве фигурных вставок, бусин, камей, пуговиц. Имеет специальное название.
Штамповка  ( листовая филигрань)– способ изготовления украшений, при котором металл подвергается обработки молотком, а в современном производстве – прессом. По сравнению с литыми штампованные украшения более легкие. Штамповка позволяет не только экономить металл, но и делать украшения с большей детализацией, что абсолютно не выполнимо при литье

Зернь – используемые в украшении предмета маленькие металлические шарики одинакового размера
Филигрань -  спаянный из проволоки узор. Ее может заменять штампованная филигрань

Фурнитура – функциональная, в основном металлическая, часть украшения
Крапаны – лапки для крепления стразов


БЕЙЛ - металлическая подвеска для кулонов


БУКЧЕЙН  - плоская цепь, звенья которой напоминают развернутый свиток, популярна в викторианскую эпоху
БЭНГЛ  - негибкий браслет, обычно металлический, распространен в Индии. Под таким же названием есть и другая конструкция браслета. Он снабжен пружиной и раскрывается на две стороны. Такой браслет называют еще КЛАПЕР



Чернение – способ украшения металла гравировкой и заполнение углублений специальным черным составом

Брашированный (текстурированный) металл – способ обработки металла, при котором поверхность становится неровной , часто используется самостоятельно или в сочетании с полированными поверхностями. Очень моден в 1950-х годах до середины  1960-х


ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА - изготовление ювелирных изделий с помощью снятия копий с предметов ( например, кружев, листьев и т.д) электролитическим осаждением металлов.
СТИМПАНК - современные стиль, соединяющий технологичность, механику, моду и искусство. Украшения в этом стиле сочетают в себе романтичность и брутальность

Дамаскин – способ украшения бижутерии применяемый в Испании. Родом из средневековой Сирии. Недорогой металл покрывается геометрическим орнаментом и инкрустацией с использованием позолоты. Обратная сторона украшения - позолоченная

Джелли-Белли  (Jelly-Belly)– вид броши, очень популярный у Тrifari и применяемый и другими ювелирами. Это брошь в виде животного, у которого вместо животика стеклянная или пластиковая вставка




Открытая брошь – брошь в форме круга –венка или овала с пустой серединой. Очень модно в 50-е годы



Брошь-россыпь – маленькие броши с мелкими стразами. Были модны в 50-е годы, когда их носили по несколько штук

«Фруктовый салат» - бижутерное украшение, в котором использованы стеклянные или пластиковые вставки красного, желтого и зеленого цвета. Это могут быть и ожерелья из листьев, фруктов, ягод и цветов

Фигурные украшения – термин, применяемый к украшениям в виде людей, животных, насекомых, птиц и тд

Дуэт – брошь, которую можно носить как одно украшение или разделить на две броши. Например, Совы  и Попугаи Coro.
Шатлен – две броши, соединенные между собой цепочкой в одно украшение.

Более старый термин означает подвеску на пояс, на которую крепились ключи, ножницы, другие хозяйственные мелочи. Часто эти подвески богато декорированы
Открытая оправа – под стразом нет металла, что дает возможность свету проходить через стекло
Закрытая оправа – под стразом есть металл, поэтому в качестве вставки используется непрозрачная смальта или страз с зеркальным покрытием с обратной стороны
Невидимая оправа – вокруг  вставки нет металла, она держится в оправе только с обратной стороны. Металл повторяет форму страза и служит для него площадкой. Эту форму оправы очень любил использовать главный дизайнер Тrifari Альфред Филипп и довел ее до совершенства

Страховочная цепочка – дополнительная цепочка на браслете, колье, броши, которая не дает упасть расстегнувшемуся украшению. Имеет дополнительный замок

Браслет-манжета – очень узкий облегающий руку браслет
Твердый браслет – браслет без застежки, одевается на руку через запястье

Медальон – открывающийся кулон


АГРАФ - декоративно-оформленная застежка для одежды. В 18 веке на смену им пришли броши
Килтен (kilt-pin)– застежка для килта
Dress-clip – украшение похожее на брошь, но с обратной стороны без иглы, а с зажимом. Самого различного применения. Часто использовали для меховых манто, чтобы не портить иглами мех
Hat Pin – шляпная булавка. Раньше помогала удерживать шляпу на прическе или служила шляпным украшением. Может быть различной длины. В настоящее время, в основном, предмет коллекционирования

Коктейльные кольцаDress ring – массивные вечерние кольца с крупными вставками, со сложным дизайном. Имели Free size,то есть были по конструкции безразмерными. Появились в эпоху Ар Деко. В моде с 1950-х по 70-е годы и в настоящее время


Free size - термин, которым называют  безразмерное кольцо

Ожерелье – украшение короткое, облегает шею
Колье-чоккер  - колье короткое, под шею, без стразов, состоит из металлических звеньев, такий может быть и браслет. Очень большое распространение получили в США в 80-е годы

Браслет- чоккер - браслет из металлических звеньев, очень популярный в 80-е годы

Цепочка-кольчуга – плетеное из колец полотно. Особых успехов в этом виде бижу достигла фирма Wating and Davis
Чармы – подвески, часто производились из серебра или с использованием эмалей, выполняли роль оберегов или служили напоминанием о каких-то событиях. Например, были очень популярны браслеты путешественников с чармами гербов или видов городов. Такие браслеты владельцы собирали самостоятельно.Вы тоже можете составить свой личный браслет путешественника. Это будет очень интересно. Он может быть посвящен одной стране или вашему путешествию по всему миру

Клуазоне – украшение эмалью, при котором проволока накладывается на основание и эмаль заливается в полученное ограниченное пространство. В России эта разновидность называется «перегородчатая эмаль»

Горячая эмаль – украшенное эмалью украшение подвергается обжигу


Холодная эмаль – украшенная таким образом бижутерия обжига не требует. Эта эмаль очень подвержена разрушению

Шамплеве – небольшие углубления в металле, заполненные эмалью
Шелковые эмали – современное изобретение. Эмали не блестящие, матовые, производят впечатление  шелковой или бархатной поверхности


Лакированный металл – металл, покрашенный  в черный цвет. Например, часто применялся для изготовления «австрийских фруктов»

Деколь – в бижутерии  способ нанесения изображений на кабошоны  из стекла, фарфора, пластмассы. Подвергается температурной обработке, стойкий к истиранию. Очень популярный способ оформления бижутерии в 50-е-70-е годы в  Англии, Германии, Чехии и Франции

Парюра – полный комплект украшений из 4-5 предметов, так называемая Большая парюра до 15 пердметов выполненный в одном стиле. Например, набор предметов может быть таким: колье, брошь, серьги (клипсы),браслет (или два), кольцо
Сет  (Set) – комплект из нескольких предметов. Чаще всего брошь – клипсы (серьги), иногда брошь-кольцо



Dead stock- запасы со складов закрывшихся производств или магазинов
New old stock  - старые запасы бижутерии, которые никогда не были в продаже
Never used  - никогда не носилось
Mint condition -  состояние украшения «никто не носил»



ТЕРМИНЫ  2

Дополнение к Терминам

Звезчатые стекла - были изобретены в Чехии в 19 веке. Это было очень большое достижение. В мире камней звездчатые экземпляры ценятся очень высоко, поэтому производители стекла были заинтересованы сделать кабошоны с таким эффектом. Процесс оказался очень трудоемким, требовал высокой полировки, но результат превзошел все ожидания по качеству и красоте полученного стекла

Амулет - это талисман для конкретного владельца, который, может, и не представлять материальной ценности. Часто в качестве амулета используется ювелирное украшение. Очень популярны амулеты были в Викторианскую эпоху.
"Лимонное золото"- бижутерный сплав очень светлого золотого цвета с зеленоватым оттенком
"Античное золото"Бижутерный сплав очень красивого темно-желтого цвета, словно с налетом времени и легкой патины

Градуированое ожерелье - один из самых распространенных видов сборки бус. В центре помечается самая большая бусина и от нее в обе стороны симметрично диаметр бусин постепенно уменьшается
Гравировка - нанесение на поверхность (металл, пластик и др) штрихов или орнаментов. Часто делается вручную специальными инструментами- резцами
Диадема - головное украшение в виде короны, венца, замкнутого по кругу или разомкнутого. Часто в настоящее время используется как украшение свадебной прически
Жирандоль - в бижутерии это многоярусная конструкция украшающая подвеску, колье или серьги
Зажим для галстука - зажим, с помощью которого галстук крепится к рубашке, бывает богато декорирован или, наоборот, при строгом одинаковом дизайне является предметов принадлежности к одному корпоративному обществу, например, учебному заведению, фирме

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарий